- информационная модель правильности речи
- включает следующие компоненты:I. значение: главное коммуникативное качество;соблюдение норм литературного языка;соответствие языковой структуры речи действующим языковым нормам;II. формы правильности речи:1) произносительная правильность;2) словообразовательная;3) морфологическая;4) синтаксическая;III. языковые уровни:1) фонетика;2) словообразование;3) морфология;4) синтаксис;IV. условия реализации правильности речи: знание орфоэпических, орфографических, пунктуационных, словообразовательных, морфологических, синтаксических норм;V. особенности функционирования языковых средств: возможность появления речевых неправильностей в художественных произведениях, вызванная творческой целесообразностью;VI. основные причины отклонения от правильности речи:1) норма несет в себе самой возможность отклонения от нее, когда она применяется отдельными людьми;2) выбор одного из отвергнутых вариантов, подсказанный речевыми навыками индивида, недостаточно освоившего норму. Классификация ошибок, нарушающих правильность речи:1. Ошибки произносительного характера;2. Ошибки, нарушающие словообразовательную правильность;3. Нарушение морфологической правильности;4. Нарушение синтаксической правильности. Образцы работы над ошибками: Я бы хотел научиться гитарить. (Образован несуществующий глагол "гитарить". Нарушается словообразовательная правильность речи). – Я бы хотел научиться играть на гитаре. Он в знак благодарности пожал ему руки. (Смешение формы ед. и мн. ч. существительных. Нарушается морфологическая правильность речи). – Он в знак благодарности пожал ему руку. Молчалин был хитрым лисой. (Смешение категории муж. и жен. рода. Учащиеся согласовали прилагательное с существительным не по форме. а по смыслу. Нарушается морфологическая правильность речи). – Молчалин был хитрой лисой.
Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010.